Category:

«Малое Вознесение» на Никитской

4 января 2019. Храм Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Никитской.
4 января 2019. Храм Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Никитской.
Храм был построен в 1584 г. в честь венчания на царство царя Фёдора Ивановича и служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в г. Москву царь Иван Грозный. Вначале храм, был деревянный, а в камень приоделся в 1634 г. Затем, как водится, горел и перестраивался.
Храм был построен в 1584 г. в честь венчания на царство царя Фёдора Ивановича и служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в г. Москву царь Иван Грозный. Вначале храм, был деревянный, а в камень приоделся в 1634 г. Затем, как водится, горел и перестраивался.
Среди посадских церквей г. Москвы XVII в. здание выделяется объёмно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика,  вытянутого по оси север–юг, обработаны перспективными вертикальными филёнками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в.
Среди посадских церквей г. Москвы XVII в. здание выделяется объёмно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север–юг, обработаны перспективными вертикальными филёнками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в.
На протяжении XVII–XIX вв. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 г. была переложена апсида храма и выстроен южный одноглавый придел Прокопия и Иоанна Устюжских, сохранившие на фасадах широко распространённые в XVII в. наличники с треугольными навершиями.
На протяжении XVII–XIX вв. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 г. была переложена апсида храма и выстроен южный одноглавый придел Прокопия и Иоанна Устюжских, сохранившие на фасадах широко распространённые в XVII в. наличники с треугольными навершиями.
В 1737–1739 гг. с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 г. двухшатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и «ушастые» наличники с изящными лепными замками в перемычках.
В 1737–1739 гг. с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 г. двухшатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и «ушастые» наличники с изящными лепными замками в перемычках.
А мне в глаза сразу бросилась изящная решетка-ограждения колокольни в виде волшебной двухголовой птицы.
А мне в глаза сразу бросилась изящная решетка-ограждения колокольни в виде волшебной двухголовой птицы.
К началу XIX в. относятся пристройка, сооружённая с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной. В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (заложена в конце XIX в.) воспринимаются вместе с трапезной как единый объём, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в.
К началу XIX в. относятся пристройка, сооружённая с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной. В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (заложена в конце XIX в.) воспринимаются вместе с трапезной как единый объём, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в.
Церковь была закрыта в 1937 г. В 1992 г. храм был возвращён Русской православной церкви.
Церковь была закрыта в 1937 г. В 1992 г. храм был возвращён Русской православной церкви.
На фасаде и на стене, выходящей в Вознесенский пер. расположены барельефы.
На фасаде и на стене, выходящей в Вознесенский пер. расположены барельефы.
Давайте полюбуемся барельефами. Они того стоят....
Давайте полюбуемся барельефами. Они того стоят....
Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского, которому посвящён придел церкви, единственный в г. Москве. Прокопий, живший в XIII в., прославился пророчествами и по преданию спас своими молитвами Устюг от каменного града. На барельефе он изображён с кочергами в руках. Если предсказатель нёс их концами вверх – это означало хороший урожай, если концами вниз, то урожая не будет.
Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского, которому посвящён придел церкви, единственный в г. Москве. Прокопий, живший в XIII в., прославился пророчествами и по преданию спас своими молитвами Устюг от каменного града. На барельефе он изображён с кочергами в руках. Если предсказатель нёс их концами вверх – это означало хороший урожай, если концами вниз, то урожая не будет.
После того как в XIX в. у Никитских ворот построили новый храм в честь вознесения Господня, который стали называть Большое вознесение, храм поменьше на углу с Вознесенским пер. окрестили Малое Вознесение.
После того как в XIX в. у Никитских ворот построили новый храм в честь вознесения Господня, который стали называть Большое вознесение, храм поменьше на углу с Вознесенским пер. окрестили Малое Вознесение.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.