4 января 2019. Храм Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Никитской.
Храм был построен в 1584 г. в честь венчания на царство царя Фёдора Ивановича и служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в г. Москву царь Иван Грозный. Вначале храм, был деревянный, а в камень приоделся в 1634 г. Затем, как водится, горел и перестраивался.
Среди посадских церквей г. Москвы XVII в. здание выделяется объёмно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север–юг, обработаны перспективными вертикальными филёнками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в.
На протяжении XVII–XIX вв. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 г. была переложена апсида храма и выстроен южный одноглавый придел Прокопия и Иоанна Устюжских, сохранившие на фасадах широко распространённые в XVII в. наличники с треугольными навершиями.
В 1737–1739 гг. с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 г. двухшатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и «ушастые» наличники с изящными лепными замками в перемычках.
А мне в глаза сразу бросилась изящная решетка-ограждения колокольни в виде волшебной двухголовой птицы.
К началу XIX в. относятся пристройка, сооружённая с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной. В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (заложена в конце XIX в.) воспринимаются вместе с трапезной как единый объём, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в.
Церковь была закрыта в 1937 г. В 1992 г. храм был возвращён Русской православной церкви.
На фасаде и на стене, выходящей в Вознесенский пер. расположены барельефы.
Давайте полюбуемся барельефами. Они того стоят....
Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского, которому посвящён придел церкви, единственный в г. Москве. Прокопий, живший в XIII в., прославился пророчествами и по преданию спас своими молитвами Устюг от каменного града. На барельефе он изображён с кочергами в руках. Если предсказатель нёс их концами вверх – это означало хороший урожай, если концами вниз, то урожая не будет.
После того как в XIX в. у Никитских ворот построили новый храм в честь вознесения Господня, который стали называть Большое вознесение, храм поменьше на углу с Вознесенским пер. окрестили Малое Вознесение.